вторник, 24 марта 2009 г.

Соло-гитаристы

Так получилось, что за последний месяц я дважды был на клубных концертах. При том, совершенно разной стилистики и кардинально различающегося уровня. На одном из них большая группа возрастных(в большинстве) профиков играла в аппарат, на котором любой неискушенный музыкант считал бы огромной удачей исполнить хотя бы пару композиций. На втором начинающая группа тихонько играла на маленькой сцене в углу зала с десятью столиками.
Но я только сейчас понял, что если абстрагироваться от класса группы, то меня откровенно раздражают соло-гитаристы. Возможно, это проявление моих(как неудавшегося гитариста) комплексов, но я решил, что проблема кроется несколько в другой плоскости и стал ее изучать. На первом концерте мне просто было непонятно, что играет лид-гитарист. Техника и в плане количества нот в секунду и в плане звукоизвлечения поставлена очень хорошо. Соло звучит чётко, риффы техничны, какая-то мелодия просматривается. Но не то. Его не хочется слушать.
На втором выступлении ситуация, ввиду утрированности, стала куда более красочной. Гитарист явно имеет образование, предположительно, классическое(хотя точно сказать сложно). Владеет разнообразными техниками и приемами игры на гитаре. Во время "вокальной" части песни неплохо поддерживает ритм-гитару незатейливыми рисунками. Но когда начинается соло, хочется покинуть зал. Он лупит гаммы 16-ми или 32-ми. Туда-обратно. Иногда - арпеджио пальцами. Примерно теми же долями.
Мне кажется, можно вывести отдельный класс гитаристов - русский соло-соло-гитарист. Это не уровень владения инструментом, а именно подход к музыке. Оба описанных экземпляра, я уверен, технически способны очень сильно играть - просто у них нет вектора, в направлении которого стоит двигаться. Видимо, этот класс музыкантов зародился и бы культивирован ранне-массовым т.н. русским роком, где, очень часто, лидирующие партии исполнял именно такой человек. Изменилось ли в массе что-то сейчас я не знаю, ибо не слежу.
В утрированном случае русский соло-соло-гитарист просто пилит(в особо утрированном - пилит на жесточайшем перегрузе) те 30 секунд, которые отдыхает вокалист между вторым припевом и третьим куплетом. И еще пилит чуть-чуть в конце песни. В среднестатистическом же случае, русский соло-соло-гитарист подыгрывает всю песню ритм-партии, ибо иначе ему просто нечего делать. А когда наступает все то же пресловутое время соло, он начинает играть соло. Которое уже не является демонстрацией его техническиъ возможностей, но является просто красивой и добротно исполненной мелодией, решающей вопрос "тут должно быть мое соло".
А основная проблема, видимо, не в отсутствие вкуса или даже способностей к музыке. А в том, что русский соло-соло-гитарист - это особый музыкальный психотип, для которого характерно считать, что в композиции есть соло и есть все остальное. Т.е., не играть музыку в составе коллектива, а исполнять соло, когда это положено. И не обращать особого мнения на то, что играет группа ни до, ни после, ни во время соло. С поправкой на попадание в ритм и гармонию, естественно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий